Народный театр "ИСКРА"

«Истоки»

В этом году народному театру "Искра" исполнилось 25 лет. А началось все поздней осенью 1972 года. В только что открытом Дворце культуры завода "Победа труда" по инициативе директора Еле­ны Александровны Нянченко начали набор участников в драматический кружок. Руководить им пригласили бывшую акт­рису Артемовского музы­кально-драматического геатра В.В. Слаболицкую.

Вера Владимировна была фанатично влюблена в театр и смогла заразить своим фанатизмом участников кружка. Они бежали на репетиции и в семь утра, и в обеденный перерыв, и по­здним вечером. Кружков­цы вместе с руководителем сами шили костюмы, мастерили реквизиты и буквально "горели" каж­дой постановкой. Вера Владимировна проработала чуть больше года, поставив за это время немало спектаклей.

 

В феврале 1973 года состоялась премьера первого - по одноактной пье­се А. Витарского "Каска", где играли Галина Марынич, Виктор Навоцен, Виктор Пастущак, Наталья Ракитина и другие.

 

 

Именно об этой  премье­ре можно говорить, как о рождении театра "Искра".

В памяти любителей театрального искусства, не пропускавших ни одной премьеры, остались и "Чу­жой ребенок", и "Отваж­ное сердце", и "Наймич­ка". И каждый раз спек­такли проходили при ан­шлаге под овации зрите­лей. А постановка "Най­мички" стала событием для кружковцев, потому что исполнялась она в традициях украинских драматических спектаклей, в которых обязательно было пение, да еще и под небольшой оркестр.

Вера Владимировна от­давала драматическому кружку всю душу, зажгла в сердцах участников любовь к театральному искус­ству и даже определила судьбу некоторых из них. Возможно, с ее легкой руки Виктор Пастущак свя­зал свою судьбу с работой в учреждениях куль­туры. Именно Вера Вла­димировна однажды ска­зала, что из Р. Навоценой может получиться хороший режиссер. И двадцатипя­тилетняя прекрасная рабо­та Раисы Григорьевны на сцене подтвердила пред­сказание В. Слаболицкой. Но об этом расскажет следующая страничка фо­тохроники театра.

Т.ЯЛОВАЯ, газета «Вперед» 10.10.1998 год

 

«Признание»

Осенью 1973 года, пос­ле ухода В.В. Слаболицкой и недолговременного пребывания в должности режиссера заслуженного артиста РСФСР В.П. Бросевича, руководителем те­атра "Искра" стала Р.Г. Навоцена.

 

Семнадцать лет она воз­главляла коллектив, каж­дый спектакль которого становился событием для нашего  города.  За  эти годы театр получил зва­ние народного (1985 год) и неоднократно защитил его. «Искра» стала лауреатом различ­ных смотров и фестива­лей и привозил иногда по нескольку дипломов сра­зу в различных номина­циях (за лучшие спектакль, режиссуру, мужскую роль и  т.д.).   «Искра»   стала единственным театраль­ным коллективом Донец­кой области,  награжденным Грамотой ЦК ВЛКСМ и получившим звание лауреатов премии ленинского комсомола Донбасса и Всесоюзного смотра ху­дожественной  самодея­тельности.

 

"Искровцы" своими ру­ками  оборудовали  прекрасную "Театральную гостиную", в которой побы­вали гости из ГДР, Монголии, группа писателей бывшего Советского Союза.  В "Театральной гостиной"  проводилось  немало интересных мероприятий, в числе которых был и об­ряд посвящения в актеры. Перенимать опыт работы "Гостиной"   приезжали клубные   работники   из всей Донецкой области.

Любимцами публики стали артисты театра Лю­бовь Мирошниченко, Вале­рий Гончаров, Анатолий Швец, Людмила Макарен­ко, Татьяна Чепурина и другие.

За семнадцать лет режиссер Р. Навоцена поставила око­ло 20 спектаклей, более 80 миниатюр   и    шоу-про­грамм. И каждая постанов­ка была ею  выстрадана, пропущена через сердце и душу.  И такого же отно­шения к своей работе она требовала от «искровцев». А   это   было   возможно лишь в том случае, когда выбирался материал, рас­крывающий   известную всем тему с совершенно новой точки зрения. И  в центре  выбранных  пьес всегда был живой человек, со своими     слабостями, проблемами, горем и радо­стью.  Не случайно деви­зом театра стало выраже­ние: "Люди! Будьте чело­веками!".   Вспомним  те спектакли:  "В списках не значился", "Святой и греш­ный",   "Спешите  делать добро", "Трибунал", "Гово­ри"  и другие.

Первой премьерой  Навоценой-режиссера  был "Иван   -   крестьянский сын"  по  мотивам сказки Б. Сударушкина, при  по­казе которого на терри­ториальном смотре в ДК "Машиностроитель"    в 1977  году произошел  ку­рьезный  случай.  На фо­тографии вы видите деда Трифона (слева).  Играть его должен был В.И. Ар­хипов.  За   пятнадцать  минут до начала спектакля режиссе­ру позвонили  и сообщи­ли, что Архипов попал в больницу и про­оперирован. И вот на сцену вы­ходит другой ак­тер, которого ни один человек в зале, а сначала и партнеры, не уз­нали.

Закончился спектакль, коллек­тив  и   комиссия собрались на его обсуждение . Председатель ко­миссии, режиссер горловского  на­родного  театра "Юность"   В.С. Труфанов, сказал, что   весьма  не­дурно была сыг­рана роль деда, но заметно,  что артист молод. А потом удивился, почему до сих пор не по­явился режиссер "Искры", без которого нельзя было начать разговор. А режис­сер - двадцатидевятилетняя Раиса Гри­горьевна Навоцена - сиде­ла напротив Труфанова... в костюме и гриме деда Трифона.

Т.ЯЛОВАЯ, газета «Вперед» 17.10.1998 год

 

«Лебединая песня» Льва Каменецкого

Почти четыре года во главе «Искры» был Лев Яковлевич Каменецкий, человек, проработавший всю свою жизнь профес­сиональным режиссером. Он поставил с «искров­цами» три спектакля: «Наступит утро», «Моя жена - лгунья», «Мария-Тюдор» - и начал работу над пьесой собственного сочинения «В лесу при­фронтовом». Но осуще­ствить ее постановку ему не удалось - состояние здоровья вынудило его уйти из театра. Да и на­доело, наверное, постоян­но думать, из чего сшить костюмы, где взять мате­риал для декораций, и решать вопросы, не связанные непосредственно с поста­новкой спектакля. Ведь ре­жиссеры этим заниматься не должны. Да и в актера­ми не все сразу ладилось -не привыкли они к жестким требованиям профессиона­ла. Лев Яковлевич не да­вал  им  поблажек.  И  добивался ценой неимовер­ных усилий, как своих, так и актерских, того, что за­думывал. Несмотря на по­рой сложные взаимоотношения с режиссером, «искровцы» уважали и люби­ли Льва Яковлевича за его широчайшую эрудицию и высокий профессионализм.

И однажды подготовили ему сюрприз - капустник к 70-летию, на котором зву­чали актерские импровиза­ции, шутки, стихи в его честь. Он высоко ценил та­ланты «искровцев», поэтому и взялся за постановку та­кого сложного драматичес­кого спектакля, как «Мария Тюдор» В. Гюго, который произвел неизгладимое впечатление на зрителей. Это, можно сказать, была «лебединая песня Л.Я. Каменецкого, да и «Искры». После «Марии Тюдор» Лев Яковлевич ушел из театра, а «Искра» на два года «померкла».

 

Т. Яловая Газета «Вперед» 24.10.1998 год

 

Возрождение

В 1995 году в Артемовск приезжает семья Салиевых. Татьяна Викторовна пятнадцать лет проработала актрисой в республиканском театре драмы и комедии имени Пушкина в Чкаловске, что в Таджикистане.

Счастливая судьба и стечение обстоятельств  привели ее в ДК «Машиностроитель», где требовался режиссер в «Искру».

Коллектив за 2 года после ухода П. Я. Каменецкого распался, и Татьяне Викторовне  пришлось  начинать все сначала. По совету  Л.Я.  Каменецкого она стала обзванивать бывших артистов театра. Но, к сожалению, почти ник­то из них не откликнулся на приглашение. Тогда на­чинающий режиссер объяв­ляет набор детей и под­ростков. В театр приходит несколько человек. И Та­тьяна Викторовна решает поставить детскую сказку по пьесе Машаду «Сокро­вища Бразилии», огромную помощь в постановке ко­торой  оказали  работники Дворца культуры. Руково­дитель духового оркестра Ю.Я. Лысенко, необычайно, как оказалось, артистичный человек, сыграл роль Де­душки. А директор ДК С.А. Крошка не посчитала для себя зазорным играть роль Пса.   И вот премьера пер­вого в жизни Салиевой-режиссера спектакля состо­ялась. Сколько волнений и переживаний! Дети, для ко­торых и готовились  «Со­кровища Бразилии», приня­ли его  на ура.

Десять раз играли «Сокровища». Сделали его видеозапись, которую показали по мес­тному телевидению. Лед тронулся...

Но Татьяне Викторовне не давала покоя мысль о том, что детскими пьесами «Искру» не возродить. Нужны серьезные спектак­ли, а для  этого  нужен коллектив. И опять она в поисках актеров.  Начина­ют возвращаться «искров­цы» последнего состава - Т. Косенко, В. Долинская, 3. Долинская, Л. Макаренко, С. Вшивенко. Вливаются и новые силы - Н. Крячок, С. Потапенко, супруги  Лондарь и другие.

В это время идет рабо­та над фрагментами спек­таклей  «Модели сезона», «Это все мои шутки», «Про Федота-стрельца»  и праздничным шарм-ревю «О, женщина!». «Про Федота-стрельца» и «Это все мои шутки» увидели свет рам­пы. В роли Фе­дота-стрельца дебютиро­вал известный в нашем городе поэт Виктор Шендрик, ко­торый настолько увлекся театром, что и в спектакле «Это все мои шутки» тоже сыграл главную роль - ху­дожника Блэза.

Театр «Искра» начал по­немногу оживать. Татьяна Викторовна, уважая его традиции, возобновила ра­боту и «Театральной гос­тиной», в которой стали проводиться  творческие встречи, презентации, по­этические вечера и вечера отдыха «искровцев». На одном из них, посвященном женскому дню, Настенька, внучка артистки  «Искры» Т.И. Евтушенко, вручила по­дарочную метлу от малень­кой Бабки Ежки всем Ба­бам Ягам театра - ведь в каждой женщине есть что-то от этой сказочной ге­роини, тем более, что почти все артистки «Искры» хотя бы раз в своей жизни сыг­рали эту роль.

Сейчас театр готовится к своему юбилею, который ознаменуется 6 ноября показом спектакля «Это все мои шутки». После откры­тия сезона, 20 ноября, со­стоится юбилейное торже­ство, посвященное 25-летию театра, а затем предстоит работа над «Моделями сезона».

Т.ЯЛОВАЯ Газета «Вперед» 31.10.1998 год