115 лет автомобилю в Бахмуте

 

В связи с появлением в России первых автомобилей   23 июля  1896 г. Бахмутская городская дума утвердила Правила проезда по улицам  города велосипедов и автомобилей.  Налог составлял 5 рублей в год.

Первый автомобиль в Бахмуте появился в 1896 г.  "Роллс-Ройс"  принадлежал В. Г. Французову, владельцу керосиновых слогов, кирпичного, алебастрового и гвоздильно-костыльного заводов.

Имели автомобили Г. С. Лобасов, М. А. Ковалевский.

После гражданской войны Французов на своём автомобиле работал в Ростове-на-Дону.

Из газет известно, что в 1908-1910 гг. в городе была частная авторемонтная мастерская.

Несколько автомобилей принадлежали управлению железной дороги, "их появление на улицах собирало толпы обывателей и стаи собак", - писала газета «Донецкое слово».

Газета "Бахмутский листок" в апреле в 1912 г. писала: «серый автомобиль строителей Управления Донецкой железной дороги носится по городу. Был несчастный случай на Содовом заводе в Лисичанске».

Земская управа готовила Правила езды по городу. «Извозчики имели лошадей и экипажи, которые не выдерживают критики… Дума будет наводить порядок».

Уже тогда автомобили были причиой ДТП. Автомобиль Донецкой железной дороги «около полуночи 23 апреля испугал публику на улице между Азово-Донским банком», - писала газета «Бахмутский листок» и сообщала, что автомобиль между банком и синематографом Чепурковского 24 апреля, около 7 вечера,  «повлек панику - встал дыбом конь Минаева» (Даниил Минаев был владельцем кирпично-черепичного завода, глассным Думы), «другой экипаж врезался в него, встречный экипаж Мысливцева  тоже пострадал, выпал тюк у бабы под ноги лошади».

В Бахмуте в 1912 г. было 12 автомобилей.

В 1914-1917 гг. в городе базировался 25-й Запасной полк, который имел автомобильную роту с легковыми автомобилями и несколькими полуторками для перевозки новобранцев и военных грузов. 25-й Запасный полк имел авторемонтную мастерскую.

В 1932 году состоялся знаменитый автопробег «Москва – Каракумы», командором пробега был выходец из села Крещенское (Красное) Александр Марецкий. Среди участников автопробега  были фотограф кинорежиссер Михаил Ромм, писатели И. Ильф и Е. Петров. В «12 стульях» автомобиль Козлевича «Антилопа  Гну»  с Остапом Бендером затесался в этот автопробег…

Газета «Кочегарка» писала в ноябре 1932 года, что толпы рабочих Артёмовска на площади у памятника Артёму во тьме под проливным дождём ожидали автомобили «Москва - Каракумы» из Ростова. Состоялся митинг, на котором выступил А. Марецкий. За этот пробег он был награждён орденом Ленина.

Автобусное сообщение для пассажиров было налажено между Артёмовском и Сталино только в 1938 году.

 (Данная работа выполнена в рамках проекта СНО «Истории науки техники, промышленности Донбасса»)  

Источники:

РГИА, ф. 573, оп. 30. д. 1010. Отчет Бахмутской городской управы  за 1896 год. 

РГИА ф. 1290, оп. 11, д. 612. Опросный листок о состоянии города, разосланный в связи с подготовкой Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. 

РГИА,ф. 1290, оп. 5, д. 230. Анкета г. Бахмута с различными статистическими сведениями за 1907-1909 гг.

Газета «Бахмутский листок», апрель 1912.

Бойко Р. А., студент 3 курса, специальность «Компьютерные технологии в управлении и обучении»

научный руководитель Татаринов Сергей Иосифович, доцент, кандидат исторических наук